Skip to main content

Таможенная стоимость товаров, поставляемых из Туркменистана. Особенности и проблемы доказывания

Самсонов Сергей Сергеевич, адвокат, председатель Коллегии адвокатов города Москвы «Самсонов, Камышов и партнеры».

Доклад на заседании круглого стола, состоявшегося 10.03.2025 в ТПП России, посвященного проблеме определения таможенной стоимости товаров из Туркменистана.

Организаторы мероприятия: Совет ТПП РФ по таможенной политике и Ассоциация таможенных юристов.

На протяжении нескольких лет юридические лица-резиденты России, которые приобретают в Республике Туркменистан товары, в частности товары легкой промышленности (текстиль), и импортируют эти товары в Российскую Федерацию, повсеместно сталкиваются с последующими корректировками таможенной стоимости со стороны российских таможенных органов.

Последствия данных действий таможенных органов катастрофичны: с предприятий взыскивают дополнительные таможенные платежи (НДС), а физические лица (бенефициары юридических лиц) подвергаются уголовному преследованию.

Суть данной проблемы состоит в следующем.

В Республике Туркменистан имеется две официально признанные валюты: новый туркменский манат (ТМТ) и американский доллар (USD).

Прямого обменного курса между новым туркменским манатом и российским рублем не имеется, а новый туркменский манат не является свободно конвертируемой валютой.

На уровне валютного законодательства в Туркменистане предусмотрено два вида обменного курса: официальный  (курс ЦБ) и рыночный.

Официальный курс ЦБ Туркменистана установлен в 2015 году на уровне 3,5 ТМТ за 1 USD, и с 2015 года ни разу не был изменен.

В то же время в разные периоды времени рыночный курс колебался в пределах от 15 до 35 ТМТ за 1 USD.

На текущий момент рыночный курс обмена валюты составляет около 20 ТМТ за 1 USD.

По официальному курсу ЦБ обменять манаты на доллары в действительности невозможно, он доступен только ограниченному кругу лиц и в ограниченных объемах.

Ни российские предприятия, ни какие-либо другие предприятия стран ЕАЭС не могут обменять манаты на доллары по официальному курсу. Данный обмен недоступен даже предприятиям и гражданам Туркменистана.

В то же время контролирующие органы Туркменистана обязывают местные кредитные организации, изготовителей и даже Государственную товарно-сырьевую биржу Туркменистана размещать сведения о том, что официальный курс ЦБ Туркменистана используется повсеместно, однако данные утверждения не соответствуют действительности.

Все предприятия в Республике Туркменистан (и государственные, и частные) применяют именно рыночный курс при установлении цен на продаваемые ими товары, выставляя цену в Туркменских манатах на основе рыночного курса.

Из-за этой парадоксальной ситуации и возникают проблемы у российских предприятий.

Для наглядности можно описать проблему через одну случайно выбранную партию товаров – хлопковые полотенца, произведенные на одной из государственных фабрик в Туркменистане.

Все текстильные товары, произведенные в Республике Туркменистан, которые продаются на экспорт, размещаются в виде лотов на Государственной товарно-сырьевой бирже Туркменистана.

Цена на эти товары формируется в двух валютах – новый туркменский манат и доллары США.

Производители формируют ценообразование следующим образом.

Устанавливается реальная цена товара в долларах США, а также указывается цена в манатах, которая получается путем умножения цены в долларах на рыночный курс маната к доллару.

Это означает, что товар, который продается в действительности за 1 доллар США, в манатах выставляется на продажу по цене в 20 манат (по курсу 20 манат за 1 доллар).

Например:

Дата торгов: 25.10.2024.

Лот: Гладкокрашеные и жаккардовые махровые (полотенца, салфетки, простыни купальные) разных размеров, разных тонов.

Цена в долларах: 4,6 USD за 1 кг продукции.

Цена в манатах: 85,5 ТМТ за 1 кг продукции.

Поскольку это один и тот же товар, можно сделать вывод, что для формирования цены в манатах использовался курс 18,58 ТМТ за 1 USD.

Российские предприятия не могут приобрести эти товары за манаты, они их могут купить только за доллары, по трем причинам:

  • открыть российским компаниям расчетные счета в манатах невозможно ни в Туркменистане, ни в Российской Федерации;
  • для заключения сделок на бирже требуется регистрация на бирже, для чего требуется счет в манатах;
  • манаты негде приобрести, так как конвертация иных валют в манаты недоступна.

Поэтому российские предприятия заключают договоры поставки в долларах США с оптовыми посредниками, а не с производителями товаров.

Цепочка сделок выглядит следующим образом.

Производитель (например, «Ашхабадский текстильный комплекс») размещает лот «гладкокрашеные и жаккардовые махровые (полотенца, салфетки, простыни купальные) разных размеров, разных тонов», стоимостью в 4,6 USD за 1 кг.

Данный лот выкупается каким-либо оптовым покупателем – компанией из стран ЕАЭС (Киргизия, Азербайджан, Армения) по этой же цене – 4,6 USD за 1 кг, но в контракте и инвойсах выставлена стоимость 85,5 ТМТ (так как 85,5 ТМТ по рыночному курсу и соответствует цене в 4,6 USD).

Этот оптовый покупатель приобретает товар за 85,5 ТМТ, оплачивая данный товар либо в долларах (по 4,6 USD за 1 кг), либо в манатах, с учетом того, что он на приобретение 85,5 ТМТ потратил 4,6 USD (либо получил манаты по рыночному курсу, либо, что происходит чаще всего, получил эти манаты от туркменских предприятий за поставленный им импортный товар, который продал им также по рыночному курсу).

Таким образом, оптовым покупателем приобретен товар стоимостью 4,6 USD и оплачено либо 4,6 USD, либо 85,5 ТМТ (4,6*18,58).

После выкупа лота на бирже оптовый поставщик сразу, не забирая товар с завода-производителя, продает этот товар уже российским предприятиям за доллары США с небольшой наценкой, например, по 5 USD за 1 кг.

Российские предприятия импортируют этот товар в Россию, декларируют его по цене 5 USD за 1 кг, используя первый метод определения таможенной стоимости в соответствии со ст.39 ТК ЕАЭС.

И на первичном таможенном контроле вопросов не возникает, поскольку данная стоимость соответствует уровню ИТС, и в целом не вызывает каких-либо сомнений в ее соответствии нормам закона.

Далее российские таможенные органы инициируют проверочные мероприятия (назначают либо камеральную таможенную проверку, либо, как это уже стало привычным, проверку документов и сведений) и запрашивают экспортные декларации в Республике Туркменистан, которые содержат цену этого товара в 85,5 ТМТ.

На основе этой цены таможенными органами делается корректировка таможенной стоимости товаров, на основании данных об официальном курсе ТМТ к USD, т.е. 3,5 ТМТ за 1 USD.

В качестве основания корректировки указывается выявленное расхождение ценовых сведений.

При этом таможенные органы не используют последовательно второй-пятый методы определения таможенной стоимости, предусмотренные ст.ст.41-44 ТК ЕАЭС (использование которых не позволило бы делать существенные корректировки), сразу применяя шестой (резервный), указывая, что поскольку данные экспортные декларации имеют непосредственное отношение к конкретной партии товаров, имеется возможность брать за основу эти ценовые сведения.

Из-за таких расчетов возникают ситуации, при которых данный товар оценивается таможенными органами РФ не по цене 4,6 USD за 1 кг (то есть не по реальной цене), а по цене 24,4 USD за 1 кг (85,5 ТМТ/3,5 (курс ЦБ)), что явно не соответствует действительности, поскольку данные товары в России даже в розницу продаются не дороже чем 12-13 долларов США.

За счет такой существенной корректировки (более чем в 5 раз) возникают основания для доначисления НДС к уплате импортерами, а также уголовное преследование по ст.194 УК РФ, поскольку возникает мнимое подозрение в неуплате таможенных платежей.

Перед импортерами при обжаловании подобных решений таможенных органов стоит очень непростая задача — собрать документы, которые в своей совокупности смогут опровергнуть сведения, имеющиеся в экспортных декларациях.

Несмотря на тот факт, что экспортные декларации не обладают каким-либо приоритетом над остальными доказательствами, правоприменительная практика показывает, что именно экспортные декларации страны отправителя часто становятся основным доказательством таможенной стоимости (определения ВС РФ от 23.12.2015 №№ 303-КГ15-10416, 303-КГ15-107740).

Сложность доказывания стоимости товаров из Туркменистана заключается еще и в том, что на законодательном уровне в Туркменистане наличие существенной разницы обменных курсов не признается, соответственно, импортер ограничен в доказывании своих доводов о формировании цены по рыночному курсу.

Согласно п.10 ч.1 ст. 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации в части определения таможенной стоимости относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.

Исходя из того, что экспортные декларации содержат иную (завышенную) стоимость товаров, импортерам недостаточно предоставить только документы, относящиеся к сделке (ВЭД-контракт, инвойс, сертификаты о происхождении товаров, CMR, документы об оплате).  В таком случае, таможенные органы смогут воспользоваться уже ставшей знаковой формулировкой «экспортные декларации и иные документы получены таможенными органами Российской Федерации от таможенных органов страны вывоза проверяемых товаров в рамках международного сотрудничества» и этого будет достаточно для того, чтобы «по результатам анализа имеющихся в распоряжении таможенного органа документов с учётом выявленных расхождений в стоимости товаров, декларированных по спорным ДТ, таможенным органом сделан вывод о том, что таможенная стоимость товаров, декларированных по спорным ДТ, определена с нарушением пункта 10 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, поскольку заявленная таможенная стоимость товара и сведения, относящиеся к её определению, не основываются на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации. Соответственно, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами неприменим».

Поэтому для подтверждения обоснованности применения первого метода и подтверждения правильности указанной стоимости импортерам необходимо доказать два обстоятельства:

  • что заявленная таможенная стоимость соответствует реальной (действительной) стоимости товаров,
  • истинную причину выявленного расхождения в стоимости по сравнению с экспортными декларациями.

Для доказывания первого пункта следует собрать доказательства как из Республики Туркменистан о стоимости спорных товаров в долларах США, так и в России о стоимости продажи спорных товаров в Российской Федерации. В данном случае процесс сбора и формирования доказательной базы ограничен лишь сложностью в получении документов из Туркменистана.

При сборе доказательств следует обратить особое внимание на биржевые котировки, которые таможня обязана принимать к сведению в силу Решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42.

А вот для доказывания второго пункта потребуется подключить больше профессиональных навыков.

Поскольку официальных источников, подтверждающих наличие разницы обменных курсов попросту не имеется, необходимо собрать максимум косвенных доказательств, корреспондирующих между собой.

До 2024 года единственными подтверждениями данной особенности были лишь ссылки на местные интернет-ресурсы (например, https://www.hronikatm.com/2022/12/exchange-rate-138/), а также мнение Международного валютного фонда о том, что «туркменский манат сильно переоценен» https://www.imf.org/ru/News/Articles/2024/04/15/pr24118-turkmenistan-imf-staff-completes-2024-article-iv-mission.

Также была известна позиция ТПП России в отношении данной проблематики, которая в своем ответе на адвокатский запрос в свою очередь подтвердила, что по данным ТПП России рыночный и ЦБ курсы в Туркменистане действительно сильно отличаются.

19 мая 2020 года состоялась конференция между Торгово-промышленной палатой России  и Торгово-промышленной палатой Туркменистана (информация о данной конференции опубликована на официальном сайте ТПП России по ссылке: https://news.tpprf.ru/ru/news/2336837/).

Тема конференции: «Экспортные возможности и импортные потребности Туркменистана и России в текстильной промышленности».

В конференции участвовали в том числе представители Министерства текстильной промышленности Туркменистана, а также представители Государственной товарно-сырьевой биржи Туркменистана.

В рамках данной конференции обсуждались сложности, сдерживающие развитие сотрудничества. Одной из основных причин, не позволяющих развивать сотрудничество, была указана — различие официального и реального курса Туркменского маната по отношению к доллару США.

Однако данных сведений таможенным органам и арбитражным судам всегда было недостаточно.

Несмотря на все сложности, в 2023-2024 годах удалось добиться существенного продвижения в части доказывания фиктивности курса ЦБ, и прежде всего это стало возможно благодаря официальной позиции аппарата Посла Росии в Республике Туркменистан, который также письменно в ответах на адвокатские запросы подтвердил, что такая проблема существует, что предприятия и предприниматели в Туркменистане действительно формируют стоимость в манатах, исходя из рыночного курса, и что он действительно составляет около 20 Манат за 1 доллар США.

Данная позиция позволила добиться вынесения нескольких положительных судебных актов, где фактически был установлен и факт наличия двух разных обменных курсов и, что самое главное, факт влияния этой особенности на наличие мнимых расхождений в стоимости туркменских товаров:

  • дело №А40-158212/2023 (ООО «Элитим», по заявлению к Московской таможне и ФТС Росиси),
  • дело №А32-19756/2023 (ООО «ОПТ-ТОРГ», по заявлению к Южному таможенному управлению),
  • дело №А32-16338/2024 (ООО «Все из Хлопка», по заявлению к Краснодарской таможне),
  • дело №А32-1390/2024 (ООО «ОПТ-ТОРГ», по заявлению к Краснодарской таможне),
  • дело №А40-108802/24 (ООО «Авилонтекс», по заявлению к Центральной электронной таможне).

Учитывая тот факт, что у таможенных органов не имеется каких-либо иных доказательств, кроме самих экспортных деклараций (оформленных в иной валюте и относящихся к сделкам производителя, а не импортера), совокупность представленных доказательств должна обеспечить признание незаконными решений таможенных органов при наличии достаточного уровня справедливости и состязательности при рассмотрении споров в арбитражных судах.

Пользуясь положением «сильной» стороны спора, таможенные органы не обеспечивают проведение полноценного исследования действительной стоимости товаров, подходят к проведениям проверок формально.

Из-за этого со стороны таможенных органов выбрана пассивная позиция, нарушающая принцип распределения бремени доказывания. Таможня корректирует таможенную стоимость с нарушением правил последовательного применения методов и обычно даже не пытается оспаривать доказательства импортера о реальной цене товаров.

Исходя из того, что позиция импортеров выглядит логичной, структурированной и не имеет каких-либо явных недоработок (разумеется, при полноценной подготовке к судебным разбирательствам и сбору доказательств), перспективы оспаривания подобных решений таможенных органов выглядят вполне реальными, однако хотелось бы, чтобы ФТС России и надзорные органы обратили внимание на данную проблему и выработали особый подход, учитывающий специфику формирования стоимости товаров в Республике Туркменистан.