Проблема определения таможенной стоимости хлопчатобумажных изделий из Туркменистана
Сафоненков Павел Николаевич
Доклад на научно-практической конференции Ассоциации таможенных юристов, состоявшейся 25.04.2024
Хлопок — стратегическая агрокультура, которая используется в химической, лёгкой промышленности и во множестве других отраслях. Из хлопка делают ракетное топливо, порох, хлопковыми тканями отделывают кабины космических кораблей, из них шьют парашюты, из хлопчатника делают денежные банкноты [1].
Статические данные
Согласно статистическим данным «импорт в Россию из Туркмении товаров из группы «хлопок» за период 2019 — 2020 составил $55.4 млн., общим весом 31.3 тыс. тонн». В основном импортировались «пряжа хлопчатобумажная, содержащая хлопковых волокон более 85%, не расфасованная» (94%), «отходы хлопкового волокна» (3%).
В структуре импорта в Россию товаров из группы «хлопок» по странам Туркмения занимает пятое место с долей 5,1% (первое — Узбекистан (47%), второе — Китай (15%) [2].
В 2021 году зафиксирован прирост импорта хлопка из Туркмении на 4 704 583 доллара США, несмотря на снижение общего товарооборота России с Туркменистаном на 10,83% (865 077 740 долларов США) [3].
«Чтобы обеспечить текущие потребности России, по крайней мере, не менее 80% спроса, — по словам президента Союзлегпрома Андрея Разбродина, — необходимо производить не менее 250 тыс. т хлопковолокна в год» [4]. «По данным Росстата, в 2019 г. производство хлопка-сырца в РФ составило ничтожные 80 тонн» [5].
С марта 2022 года ФТС России фактически прекратила публикацию официальных данных таможенной статистики. С марта 2023 г. публикация данных таможенной статистики внешней торговли Федеральной таможенной службой частично возобновлено. Согласно стоимостным показателям экспорта и импорта РФ за 12 мес. 2022 год по товару «хлопок», за 2022 год весь импорт в Россию такого товара в стоимостном выражении составил 945,4 млн долларов США (темпы роста — 127,41 %) [6], при этом, как заявил председатель Правительства РФ Михаил Мишустин на российско-туркменском бизнес-форуме, проходившем 19-20 января 2023 года в Ашхабаде: «потенциал — намного выше» [7].
Не рассматривая вопросы обеспечения необходимых объемов поставок в Россию хлопка и хлопчатобумажных изделий вообще и аналогичного туркменского товара, частности, не рассматривая проблему производства хлопка-сырца в России, но понимая важность этой проблематики, мы коснемся лишь узкой проблемы определения таможенной стоимости хлопчатобумажных изделий, поставляемых их Туркменистана в Россию.
Данная проблема наблюдается в течение нескольких лет и весьма ощутима для российских импортеров хлопчатобумажных изделий из Туркменистана, так как корректировки таможенной стоимости товаров на миллионные суммы по декларациям, выпущенным в течение трех лет, десятки компаний подводят к банкротству.
Мы не говорим о лицах, которые действительно могут быть нарушителями таможенного законодательства, могут целенаправленно занижать таможенную стоимость, ошибаться в расчетах таможенной стоимости или не иметь документов, подтверждающих заявленные в таможенных декларациях сведениях, мы говорим об импортерах туркменских хлопчатобумажных изделий, сталкивающихся с проблемой определения таможенной стоимости товара и разными взглядами на эту проблему участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов.
Таможенная стоимость туркменского хлопка
Согласно п.10 ч.1 ст. 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [8] (далее — ТК ЕАЭС) к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации в части определения таможенной стоимости относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.
Подавая таможенную декларацию на поставляемый из Туркменистана товар, производимый туркменскими текстильными комплексами, декларант указывает 1 метод определения таможенной стоимости, заявляет таможенную стоимость товара, учитывая данные, содержащиеся в инвойсе (в большинстве случаев, в долларах США в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов).
В целях обоснования величины таможенной стоимости и правомерности применения первого метода ее определения (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) таможенному органу представляется стандартный комплект документов:
- внешнеторговый контракт с приложениями, дополнительными соглашениями, спецификации,
- коммерческие инвойсы,
- сертификаты о происхождении товара,
- международные товарнотранспортные накладные (CMR),
- в зависимости от условий поставок — документы по транспортировке товаров (договоры на перевозку, заявки на перевозку, счета-фактуры на оплату транспортных расходов),
- коммерческие предложения Продавцов;
- платежные банковские документы по оплате товаров в рамках контрактов,
- при необходимости — другие документы для подтверждения таможенной стоимости ввезенного товара.
Нужно заметить, что все поставки, о которых идет речь, непрямые, российские импортеры приобретают товар не у производителя, а у третьих лиц. Производителями являются текстильные комплексы, находящиеся в ведении Министерства текстильной промышленности Туркменистана, которые напрямую не участвуют во внешнеторговых сделках. Наличие посредника в цепочке продаж, безусловно, заставляет обратить внимание российских таможенных органов на этот факт.
Позиция таможенных органов – таможенная стоимость занижена.
Видя непрямые поставки, при проведении таможенных проверок в течение 3-летнего срока после выпуска товаров таможенные органы в рамках сотрудничества в соответствии с Протоколом от 30.03.2021 между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Государственной таможенной службой Туркменистана об обмене документами и сведениями о таможенной стоимости товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Туркменистаном [9],9 получают экспортные декларации в стране отправления, в которых указана стоимость товаров в туркменских манатах, определяют, что в пересчете валюты на рубли по действующему курсу на момент подачи декларации стоимость товара в экспортных декларациях оказывается выше стоимости товара в таможенных декларациях, поданных в российский таможенный орган, и корректируют таможенную стоимость, применяя 6-й метод ее определения и принимая за основу стоимость товара в экспортных декларациях.
Действия таможенных органов, казалось бы, вполне логичны, однако экспортные таможенные декларации в большинстве случаев фактически оказываются единственными документами, на основании которых таможенные органы меняют таможенную стоимость в таможенных декларациях, поданных в российский таможенный орган.
Основной вопрос — причины расхождения таможенной стоимости.
Корректируя таможенную стоимость с учетом стоимости товаров, указанной в туркменских манатах в экспортных таможенных декларациях, таможенные органы не обращают внимания на то, что абсолютное большинство поставщиков туркменских хлопчатобумажных изделий в Россию декларируют таможенную стоимость таких товаров, производимых на одних и тех же туркменских текстильных комплексах, в одном ценовом диапазоне (с учетом условий поставок), при этом все банковские платежные документы (ведомость банковского контроля, выписки из лицевого счета) не вызывают сомнений с позиции валютного и банковского контроля, полностью подтверждают факты оплаты за поставленные товары именно в том размере, который указан в таможенных декларациях, поданных в российский таможенный орган, внешнеторговом контракте, инвойсе. Более того, цены на товары во всей цепочке товарного оборота – от цены товаров у производителей, иностранных контрагентов до продажи российскими поставщиками компаниям на внутреннем рынке РФ мелким оптом с учетом всех условий и особенностей поставок подтверждают обоснованность формирования конечной цены товара.
Только эти факты уже заставляют задуматься о допустимости применения 6 метода определения таможенной стоимости, минуя при всем прочем даже 2-й метод и последующие. Встает вопрос, неужели все поставщики таких туркменских товаров в Россию, рискуя быть привлеченными к административной и/или уголовной ответственности, упорно в течение нескольких лет, занижают таможенную стоимость? Или все же причина в другом, и она не настолько проста, как может показаться на первый взгляд?
Представляется, что основной вопрос, на который нужно обратить внимание в первую очередь – причины расхождения таможенной стоимости товара в экспортных таможенных декларациях и таможенных декларациях, поданных импортерами в российский таможенный орган. И, нужно сказать, обратить на него внимание представители бизнес-сообщества пытались еще в 2020 году.
Так, 19 мая 2020 года на совместном онлайн-заседании Торгово-промышленных палат (ТПП) России и Туркменистана при обсуждении экспортных возможностей и импортных потребностей Туркменистана и России в текстильной промышленности, один из участников мероприятия — Дмитрий Бакаринов, объясняя падение спроса российских предприятий на туркменские товары, сообщал публично, что причина этого — формирование цен на территории республики, делающее неконкурентоспособными туркменские предприятия по сравнению с предприятиями соседних центрально-азиатских республик. «Связано это с разницей курсов – есть курс официальный и есть курс, так сказать, реальный, между ними разница в четыре раза… Учитывая наличие у производителей бартерных контрактов, российским компаниям до недавнего времени удавалось покупать продукцию туркменских текстильных компаний у посредников по ценам, приближенным к среднестатистическим по региону. Однако впоследствии компании-поставщики испытывают сложности с отделами контроля таможенной стоимости России обосновывая цену, полученную в результате бартерных операций» [10].
По словам Президента Астраханской ТПП Татьяны Шагеевов: «учитывая, что все сделки на территории Туркменистана совершаются через государственную биржу, в правилах которой прописано, что участник может совершать сделки купли-продажи только через брокера-продавца и брокера-покупателя, а также учитывая правило проведения торгов в рамках законодательства Туркменистана, у российских предпринимателей возникают определенные трудности» [11].
Позиция российских импортеров – таможенная стоимость задекларирована российским таможенным органам верно.
Понимая, что проблему нужно как-то решать и пытаться доказать свою точку зрения, некоторые участники внешнеэкономической деятельности начали самостоятельно собирать доказательства достоверного заявления таможенной стоимости декларируемых товаров, среди которых появились:
- Официальные письма Государственной товарно-сырьевой биржи Туркменистана, содержащие сведения об официальных биржевых котировках на спорные товары на даты проводимых торгов в период поданных (предшествующих подаче) таможенных деклараций и выставленных продавцом инвойсов. Согласно сведениям, полученным от Государственной товарно-сырьевой биржи Туркменистана, спорные товары реализуются посредством размещения лотов на Государственной товарно-сырьевой бирже Туркменистана по ценам, находящимся в пределах цен, по которым декларируют данные товары российские поставщики.
- Письма Министерства текстильной промышленности Туркменистана и текстильных комплексов — производителей спорных товаров, содержащие сведения о стоимости товаров, включая стоимость в период поданных ДТ и выставленных продавцом инвойсов, в долларах США. Согласно сведениям от производителей спорных товаров, стоимость реализуемых ими товаров в конкретный период времени находилась в пределах цен, по которым были задекларированы товары российскими поставщиками. При этом производители также подтверждают, что данный товар по контрактам в валюте – доллар США не отличается от товара, реализуемого по контрактам в валюте – туркменский манат. Указанная производителями стоимость товаров, при этом, соответствует данным, Государственной товарно-сырьевой биржи Туркменистана.
- Письма продавцов товаров, согласно которым иностранный контрагент заключал контракт с российским поставщиком и что проблема определения таможенной стоимости в экспортных декларациях, подаваемых в Туркменистане и декларациях, подаваемых российскими импортерами, по мнению продавца, заключается в том, что таможенные органы Российской Федерации при пересчете долларов в туркменские манаты и российские рубли не учитывают, что в Туркменистане существуют установленные законом официальный курс валюты и рыночный, и сделки осуществляются с учетом рыночного курса.
Подчеркнем, что сами текстильные комплексы Туркменистана не экспортируют произведенную ими продукцию в зарубежные страны. Экспорт текстильной продукции, произведённой в Туркменистане, происходит через Государственную товарно-сырьевую биржу, а внутренний товарооборот в Туркменистане для последующей реализации текстильной продукции в другие страны, в том числе в Российскую Федерацию, происходит по бартерным сделкам. - Посольство России в Туркменистане письменно подтверждает, что в Республике Туркменистан реальный рыночный курс туркменского маната к доллару США существенно отличается от официального (разница может отличаться в 4-7 раз), а Государственная товарно-сырьевая биржа Туркменистана при определении ценовых котировок ориентируется на рыночный курс.
И в этом нет никаких секретов. Согласно Закону Республики Туркменистан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 01.10.2011 (ч.4 ст.1 и ст.19) в Республике Туркменистан валютный курс в Туркменистане делится на официальный (3,5 маната за 1 доллар, установленный ЦБ Туркменистана) и рыночный (плавающий, основанный на уровне спроса и предложения).
Информацию о существенной разнице курсов валют подтверждают как СМИ Туркменистана [12], так и иные независимые открытые источники [13].
Таким образом, позиция российских поставщиков, доказывающих расхождение ценовой информации в таможенных декларациях, поданных в российский таможенный орган, и экспортных таможенных декларациях, такими документами, выглядит вполне понятной.
Общая стоимость товара в экспортной декларации = 300 000 туркменских манат.
По контракту оплата за товар производится покупателем в долларах.
Официальный курс валюты на дату приобретения товара = 3,5 туркменских маната за доллар США.
Рыночный курс валюты на дату приобретения товара = 25 туркменским манатам за доллар США.
Итого: 25 туркменских манат х 12 400 долларов США (стоимость товара в таможенной декларации, поданной в российский таможенный орган) = 300 000 туркменских манат.
И, несмотря на достаточно долго негативно складывающуюся судебную практику для российских поставщиков, которым не удавалось доказать свою позицию [14], изложенные выше аргументы, подкрепленные соответствующими доказательствами, с учетом п.п. 1, 10, 13,15 ст. 38 ст. 313, п. 4 ст. 325 ТК ЕАЭС, а также Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», начинают признавать российские суды [15].
В заключение
Однако судебный спор — процесс достаточно длительный, напряженный, затратный и все же непредсказуемый, несмотря на какую бы то ни было судебную практику.
Предложение президента Астраханской ТПП Татьяны Шагеевой туркменской стороне – рассмотреть возможность предоставления списка зарекомендованных себя брокеров на территории Туркменистана, в Астраханской ТПП уведомить российский бизнес с этим списком и порекомендовать им воспользоваться для совершения сделок купли-продажи [16], наверное, может иметь какой-то положительный результат. Вместе с тем, представляется, что для устранения проблемы с курсами валют, для обеспечения прозрачности сделок добропорядочных российских импортеров туркменского хлопка и хлопчатобумажной продукции и сохранения их деятельности, способствующей достижению задач не только по сбору таможенных платежей, но и задач по обеспечению текущих потребностей России в товарах группы «хлопок», было бы целесообразно и иными внесудебными методами.
Например, не раз уже озвучивался и представителями бизнес-сообщества, и представителями органов власти вариант урегулирования подобных проблемных вопросов обеспечением перехода на расчеты в национальных валютах.
О необходимости России и Туркмении работать над созданием условий для перехода на расчеты в национальных валютах говорил и президент ТПП России С.Н. Катырин на российско-туркменском бизнес-форуме в Ашхабаде 19 января 2023 года [17].
Как ранее заявлял посол РФ в Туркмении Александр Блохин: «Российско-туркменские отношения сейчас находятся на пике своего развития. Москва и Ашхабад обсуждают переход на расчеты в национальных валютах. – Но. Если переходить на нацвалюты с учетом преобладания российского экспорта, будет дисбаланс между рублями и манатами. Поэтому здесь с завтрашнего дня взять и перейти просто так не получится. Должна быть более сложная схема… По этому вопросу работают финансисты обеих сторон» [18].
К этому можно добавить и еще один вариант, который представители бизнеса могут принять к сведению с целью минимизации проблем с таможенными органами – стараться максимально внимательно относиться к формулированию условий внешнеторговых контрактов, касающихся формирования стоимости декларируемого товара, расчетных операций и обеспечению прозрачности выполнения этих условий.
Библиографический список:
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).