Skip to main content

Льготные таможенные процедуры: взгляд предпринимателя

Тесёлкина Людмила Викторовна, основатель Группы компаний JUST, эксперт в области таможенного администрирования и регулирования внешнеторговой деятельности

Любой предприниматель, сталкивающийся с внешнеэкономической деятельностью (далее — ВЭД), хорошо знает, что современное таможенное регулирование основывается на таможенном законодательстве, которое имеет сложную многоуровневую структуру. По оценкам некоторых специалистов, современное таможенное право Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и Российской Федерации, в частности, охватывает порядка 60 тысяч действующих нормативно-правовых документов различного уровня и является сложным как для исследования, так и — в первую очередь — для понимания, реализации и применения.

Эксперты сходятся во мнении, что таможенное право не только сложно для изучения, но и заложенные в него нормы нередко имеют двоякое, противоречивое толкование и быстро меняющуюся практику применения. В качестве примера можно привести сегодняшний наиболее актуальный спор участников ВЭД с таможенными органами о том, на какую дату валютного курса должен ориентироваться декларант при определении таможенной стоимости в случае, если контрактом предусмотрена предоплата в валюте, отличной от валюты инвойса.

При попытках получить информацию о таможенном регулировании и контроле из открытых источников участник ВЭД прежде всего окажется погружённым в вопросы таможенного администрирования и усиления роли государства в процессах таможенного контроля. Здесь стоит упомянуть, что под таможенным администрированием понимается совокупность форм, методов и инструментов, которые используются таможенными органами для обеспечения контроля за перемещением товаров через таможенную границу (важный элемент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, обеспечивающий защиту экономических интересов государства и общества в целом).

Однако материалов о том, как же всё-таки предпринимателю правильно администрировать собственную ВЭД с точки зрения оптимизации таможенного регулирования и управления заложенными в таможенном праве экономическими возможностями, в открытом доступе практически нет. Если же рассматривать процесс глубже, то окажется, что и программы подготовки специалистов по таможенному делу также настроены на развитие компетенций в области государственного контроля и выполнения фискальной функции таможенных органов, и лишь в ничтожно малой степени посвящены процессам управления ВЭД предприятия в аспекте таможенных норм.

В итоге предприниматель уверен, что таможенное регулирование — это лишь набор прав и обязанностей, а заложенные в него возможности остаются за скобками. При этом мой опыт показывает, что в точно таком же неведении находятся и эксперты многих профильных министерств, ведомств и институтов развития.

Исторически (на подсознательном уровне) основанием для возникновения таможенных правоотношений всегда являлся перемещаемый через границу товар, который фискальными органами воспринимался в качестве объекта для налогообложения. У владельца перемещаемого товара всегда возникала обязанность по передаче его части (в натуральном выражении или денежном эквиваленте) в пользу казны. Во все времена уполномоченные лица (мытари, целовальники, должностные лица современных таможенных органов) воспринимали перемещаемый через границу товар как имеющуюся у владельца потенциальную возможность для дальнейшего обогащения. Дальнейший коммерческий эффект от реализации, использования или цель ввоза товара при этом не учитывались.

Заложенные изначально функции таможни фактически сводились к:

  1. обеспечению защиты национального рынка от конкуренции со стороны иностранных товаров;
  2. применению исключительно протекционистских средств воздействия на международные товарные потоки;
  3. выполнению задач по пополнению казны.

При этом объёмы товарных потоков, перетекающих через границы государств, главным образом регулировались путём изменения величин таможенных пошлин, связанных со стоимостными или количественными характеристиками конкретного товара. Именно эти изначально заложенные смыслы продолжают сегодня вводить в заблуждение многих участников ВЭД и коллег из смежных структур и институтов.

Хотя за долгие годы российское таможенное законодательство с момента его появления в современной истории (с 1992 года) последовательно развивалось в тесной взаимосвязи с общими процессами, связанными с прогрессом экономических отношений в сфере предпринимательства и построением уравновешенной модели их государственного регулирования, накопило богатый опыт применения различных форм и видов таможенного регулирования как сбалансированного способа эффективного участия таможни в обеспечении целей государственной политики в сфере внешнеэкономических связей.

Развитие практики применения процедур в таможенном праве и законодательстве может рассматриваться как определённый результат эволюции функций таможенных органов, повышения их роли в системе государственного регулирования экономики. В частности, расширение сферы применения таможенных процедур отражает результаты процесса постоянного поиска оптимального сочетания, с одной стороны, традиционных для таможни протекционистских и фискальных задач, а с другой — её участия в активизации внешнеторговой деятельности и экономической активности в целом.

На мой взгляд, необходимо широко популяризировать, что в зависимости от целевого назначения среди таможенных процедур можно выделить основные, завершающие и экономические процедуры. В прошлом законодатель сам вводил такую классификацию таможенных процедур. В современном таможенном праве она упразднена, однако, для лучшего понимания природы таможенных процедур, на мой взгляд, она необходима.

К основным процедурам относятся наиболее распространённые:

  • выпуск для внутреннего потребления;
  • экспорт;
  • таможенный транзит.

Эти процедуры наиболее часто применяются и непосредственно направлены на обеспечение главной цели внешней торговли — международной купли-продажи товаров.

К завершающим процедурам относятся те, которые применяются для завершения других таможенных процедур:

  • реимпорт;
  • реэкспорт;
  • отказ в пользу государства;
  • уничтожение.

Экономические процедуры связаны с возможностью декларанта получать определённую экономическую пользу. Они нацелены на развитие предпринимательской деятельности в сфере торговли и промышленности и включают:

  • свободную экономическую зону;
  • свободный склад;
  • таможенный склад
  • переработку на и вне таможенной территории;
  • переработку для внутреннего потребления;
  • временный ввоз и вывоз;
  • таможенный склад;
  • беспошлинную торговлю;
  • специальные таможенные процедуры.

Эффект от применения экономических таможенных процедур в среднем это снижение затрат на 15-40% в зависимости от применяемой таможенной технологии регулирования собственного внешнеэкономического процесса.

Не вызывает сомнения, что мотивация участников таможенных правоотношений может быть более сложной, не ограничиваясь только выгодной куплей-продажей. Так, заинтересованные лица могли бы транспортировать товары через территории многих стран не только с целью поиска места, где на них имеется наибольший спрос (можно выручить наибольшую цену), но и для укрепления экономических и политических взаимоотношений или могли ввозить товары в страну для переработки.

Гибкость установленных законодателем таможенных процедур предоставляет возможность существенно снизить издержки участников внешнеэкономической деятельности, освободив их от уплаты таможенных платежей (в допустимой законодателем мере) и повысив тем самым конкурентоспособность продукции. Знания обо всём комплексе «мер поддержки» бизнеса, заложенные законодателем в современном таможенном праве, должны повсеместно освещаться и включаться в современные программы обучения специалистов по таможенному делу.