К участию в дискуссии приглашены представители Евразийской экономической комиссии, Республиканского союза участников таможенных отношений (Республика Беларусь), эксперты Совета и Ассоциации, участники ВЭД.
В ходе конференции, в частности, планируется обсудить такие вопросы, как состояние и развитие правового регулирования электронной трансграничной торговли в ЕАЭС, применение льготных таможенных процедур в странах ЕАЭС, оценка влияния нетарифных барьеров на функционирование и развитие внутреннего рынка Евразийского экономического союза и др.
Заявки на очное участие принимаются до 20 июня 2024 года по эл.почте: info-atu@bk.ru.
Доводим до сведения заинтересованных лиц о начале работы с 1 июля 2024 года редакции научно-практического журнала «Юрист ВЭД».
«Юрист ВЭД» – специализированное сетевое издание, основными целями которого являются публикация результатов современных исследований в области правового регулирования таможенных отношений и внешнеэкономической деятельности, обмен результатами таких исследований между учеными и специалистами-практиками, освещение актуальных проблем в данной сфере и привлечение к ним внимания, исследование правоприменительной практики и распространение новейших научно-практических достижений в таможенной сфере.
Журнал будет распространяться по подписке.
Для юридических лиц — членов Ассоциации подписка на журнал бесплатная. Для физических лиц — членов Ассоциации — 50 % от его стоимости.
20 мая 2024 года произошло сразу два важных события, связанных участием членов Ассоциации таможенных юристов в развитии российско-китайских отношений.
Председатель правления Ассоциации Павел Сафоненков и управляющий партнер Пекинской адвокатской фирмы «Синь Да Ли» Гуанцзюнь Чжоу подписали соглашение о сотрудничестве (партнерстве), в частности, предусматривающем:
взаимодействие членов Ассоциации таможенных юристов и адвокатов Пекинской адвокатской фирмы «Синь Да Ли» по правовым вопросам в области таможенных отношений и внешнеэкономической деятельности, включая оказание взаимных консультаций по вопросам национального законодательства;
проведение совместных научно-практических конференций, семинаров (вебинаров) и других мероприятий в различных форматах в рамках образовательных, издательских и иных проектов
Член правления Ассоциации таможенных юристов Антон Кожанков принял участие в IV заседании Российско-Китайской Рабочей группы по сотрудничеству в области электронной торговли в Харбине.
В Ассоциацию было принято 9 новых членов — 2 организации и 7 практикующих юристов/адвокатов.
На сегодняшний день почти половина всех членов Ассоциации имеют учёные степени и кроме практической деятельности в таможенной сфере преподают в высших учебных заведениях.
Ассоциация таможенных юристов имеет представителей в Санкт-Петербурге, Брянске, Твери, Югре.
В первом рабочем квартале, в частности:
— учреждён специализированный научно-практический журнал «Юрист ВЭД» (журнал зарегистрирован Роскомнадзором в качестве СМИ — серия Эл №77-87188), принято решение о создании редакционно-издательского отдела-редакции журнала «Юрист ВЭД»;
— заключены соглашения о партнерстве с несколькими крупными экспертными учреждениями, которые могут проводить любые виды экспертных исследований во многих регионах России; заключены партнёрские соглашения с рядом других организаций;
— начата работа по организации ряда внешних научно-практических конференций;
— начата работа по созданию Центра повышения квалификации при Ассоциации (учебного отдела) и получению лицензии на образовательную деятельность.
Темы докладов, заслушанных на научно-практической конференции, посвящены проблемам:
1. Начисления акциза при декларировании частей (компонентов) ЭСДН (электронных систем доставки никотина) (Р. Ю. Ромашкин).
2. Подтверждения таможенной стоимости при экспорте товаров (В. Н. Ионичева, А. Ю. Кожанков).
3. Включения дивидендов в таможенную стоимость (В. Н. Ионичева).
4. Определения таможенной стоимости хлопчатобумажных изделий, поставляемых из Туркменистана (П. Н. Сафоненков).
Материалы конференции в ближайшее время будут опубликованы.
Параллельный импорт автомобилей (ввоз машин в страну юридическими лицами без получения на это согласия правообладателя марки (владельца бренда) был разрешён в России в 2022 году по решению Правительства РФ. Данную меру ввели в ответ на западные санкции, которые в том числе затронули автомобильные компании, работавшие в России ранее.
Учитывая, что Россия, Казахстан, Киргизия, Армения и Белоруссия входят в Евразийский экономический союз, ввозить автомобили в Россию из другой страны ЕАЭС можно без таможенной очистки. Однако во всех странах Союза действуют как единые для всего ЕАЭС схемы растаможки автомобилей, так и собственные, для внутреннего пользования. Например, при ввозе популярного в России электромобиля Zeekr 001 в средней комплектации, который в Китае стоит $ 44 тысячи (около 4 млн рублей), совокупный таможенный платеж составляет 2,6 млн рублей: сумма включает НДС, акциз, пошлину, утилизационный сбор, таможенное оформление. Но в Киргизии нет НДС, акциза и ряда других платежей на электромобили, а пошлина составляет 15% от цены, что позволяет сэкономить до 2 млн рублей. Поэтому Zeekr 001 в России стоит от 5,5 млн рублей, хотя при официальной растаможке его цена вряд ли была бы ниже 7–8 млн рублей.
Льготные схемы стран ЕАЭС предназначены исключительно для машин, которые ввезены для внутреннего пользования. Но страны ЕАЭС никак не препятствуют перетоку таких автомобилей в Россию. В последнее время главным хабом стала Киргизия (8% импорта), за которой идет Казахстан (6%), Белоруссия (2%) и Армения (1%). Остальные 80% — это прямой импорт из Китая, как официальный, так и параллельный.
Правительство РФ предложило государствам — членам ЕАЭС принять комплексе мер, которые исключат приток иномарок, растаможенных по льготным схемам к 1 апреля 2024 года, следует из предварительного текста поручения. Россия предлагает запретить существующих серых схем за счет внедрения информационной системы, отдаленно напоминающей контроль алкогольного рынка. Вопрос подняли в начале февраля на заседании межправительственного совета ЕАЭС в Алма-Ате: власти соответствующих стран должны запустить систему управления рисками к 1 апреля 2024 года.
«В 2023 году доля дружественных стран во внешней торговли России становится все больше и составляет более 75%. Здесь мы явным образом можем порадоваться за то, что нам удалось относительно быстро переориентировать поставки с Запада на Восток без серьезных потерь», — сообщила журналистам генеральный секретарь Международной торговой палаты в России ICC Russia Татьяна Монэгэн.
По данным презентации ICC Russia, в 2023 году около 95% расчетов по китайскому и индийскому направлениям прошло в национальных валютах, а Китай стал ключевым торговым партнером России (29% товарооборота).
Кожанков Антон Юрьевич — член Правления Ассоциации таможенных юристов, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Торговое дело и торговое регулирование» МГИМО МИД России, генеральный директор логистической компании «Астема Групп», с 2014 года оказывающей комплексные услуги, связанные с международной торговлей и трансграничными перевозками грузов, имеющей представителей в ряде регионов России, являющейся аккредитованным партнёром Российского Экспортного Центра по логистике, а также официальным представителем государственной китайской компании «Хэйлунцзянская Международная логистическая компания Дракон — Линк».
Несколько лет назад SWIFT была главной системой для обработки платежей — через нее проходили почти все банковские операции в мире. В 2014 году крупные страны стали создавать альтернативы. В России появилась Система передачи финансовых сообщений, в Китае — Система трансграничных межбанковских платежей (CIPS). Есть собственная система для переводов и в Индии. Как заявила в середине января глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина, к российской системе уже подключились 159 иностранных участников из 20 стран.
С 1 января турецкие экспортеры столкнулись с отказами банков принимать денежные переводы из России. По словам источника РИА Новости, проблема отчасти связана с давлением США на Турцию в связи с санкциями. Вопросом занялся турецкий Минторг, Москва ведет диалог с Анкарой. Турецкие эксперты изучают российский аналог SWIFT — Систему передачи финансовых сообщений (СПФС), рассказал РИА Новости на условиях анонимности источник в банковском секторе Турции.