Импорт автомобилей в Россию по льготным схемам через страны ЕАЭС с 1 апреля может быть заблокирован
Параллельный импорт автомобилей (ввоз машин в страну юридическими лицами без получения на это согласия правообладателя марки (владельца бренда) был разрешён в России в 2022 году по решению Правительства РФ. Данную меру ввели в ответ на западные санкции, которые в том числе затронули автомобильные компании, работавшие в России ранее.
Учитывая, что Россия, Казахстан, Киргизия, Армения и Белоруссия входят в Евразийский экономический союз, ввозить автомобили в Россию из другой страны ЕАЭС можно без таможенной очистки. Однако во всех странах Союза действуют как единые для всего ЕАЭС схемы растаможки автомобилей, так и собственные, для внутреннего пользования. Например, при ввозе популярного в России электромобиля Zeekr 001 в средней комплектации, который в Китае стоит $ 44 тысячи (около 4 млн рублей), совокупный таможенный платеж составляет 2,6 млн рублей: сумма включает НДС, акциз, пошлину, утилизационный сбор, таможенное оформление. Но в Киргизии нет НДС, акциза и ряда других платежей на электромобили, а пошлина составляет 15% от цены, что позволяет сэкономить до 2 млн рублей. Поэтому Zeekr 001 в России стоит от 5,5 млн рублей, хотя при официальной растаможке его цена вряд ли была бы ниже 7–8 млн рублей.
Льготные схемы стран ЕАЭС предназначены исключительно для машин, которые ввезены для внутреннего пользования. Но страны ЕАЭС никак не препятствуют перетоку таких автомобилей в Россию. В последнее время главным хабом стала Киргизия (8% импорта), за которой идет Казахстан (6%), Белоруссия (2%) и Армения (1%). Остальные 80% — это прямой импорт из Китая, как официальный, так и параллельный.
Правительство РФ предложило государствам — членам ЕАЭС принять комплексе мер, которые исключат приток иномарок, растаможенных по льготным схемам к 1 апреля 2024 года, следует из предварительного текста поручения. Россия предлагает запретить существующих серых схем за счет внедрения информационной системы, отдаленно напоминающей контроль алкогольного рынка. Вопрос подняли в начале февраля на заседании межправительственного совета ЕАЭС в Алма-Ате: власти соответствующих стран должны запустить систему управления рисками к 1 апреля 2024 года.